С вступлением в силу Правил электроснабжения (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.10.2011г. №1394, в действующей редакции) изменились подходы к эксплуатации средств расчетного учета электрической энергии. Так, пунктом 150 Правил предусмотрено, что ремонт, государственную поверку, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, обеспечивает гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, являющийся собственником указанных средств (приборов, устройств), или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства (приборы, устройства), или энергоснабжающая организация на договорной основе. В части 2 статьи 91 Жилищного кодекса изложены аналогичные требования к обслуживанию средств учета. Таким образом расчетные индукционные электросчетчики бытовых абонентов не находятся на балансе энергоснабжающей организации.

Однако, РУП «Гродноэнерго» в рамках «Программы модернизации средств учета электрической энергии до 2023 года», утвержденной ГПО «Белэнерго» 28.09.2015г. (далее – Программа), планомерно, по мере возможности, за свой счет проводит замену устаревших как физически, так и морально индукционных электросчетчиков с истекшими сроками метрологической поверки бытовых абонентов на электронные повышенного класса точности. После установки данные счетчики находятся на балансе и обслуживании РУП «Гродноэнерго». 

Электронные электросчетчики не обязательно должны быть новые и могут устанавливаться из подменного фонда. Год выпуска указан на паспортной табличке электросчетчика. Главное, что электронные электросчетчики, устанавливаемые бытовым абонентам в рамках Программы, прошли государственную поверку и соответствует установленным требованиям. Год последней госповерки указан на пломбах крышки корпуса электросчетчика.

В соответствии с п.216 Правил электроснабжения (утверждены постановлением Совета министров Республики Беларусь 17.10.2011 №1394, далее - Правила) за потребленную электроэнергию в жилом помещении, в котором проживает несколько наниматетелей (собственников), расчет с энергоснабжающей организацией производится по показаниям средства расчетного учета, оформленного на одного из нанимателей (собственников) как абонента энергоснабжающей организации.

При желании собственников вновь выделенных жилых помещений осуществлять электроснабжение напрямую от энергоснабжающей организации, то в этом случае возможны варианты в зависимости от конкретной ситуации.

1. У существующего абонента учет электрической энергии находится внутри его части домовладения. От него никаких действий относительно электроснабжения не требуется, и оплата за использованную электроэнергию электроприборами его части домовладения будет производиться по существующему прибору учета.
 При желании собственников вновь выделенных жилых помещений осуществлять электроснабжение напрямую от энергоснабжающей организации необходимо выполнить требования, изложенные в разделе 2 Правил. Кратко:
получить технические условия на электроснабжение своей части дома согласно п.10.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200;
выполнить проект энергоснабжения; осуществить монтаж электрооборудования и электропроводок согласно проекту; 
выполнить электрофизические измерения; 
предъявить вновь смонтированные электроустановки для осмотра представителю ГУ «Госэнергогазнадзор» и выдачи заключения о возможности подачи на них напряжения. 
Заключается договор электроснабжения с энергоснабжающей организацией, осуществляется непосредственное подключение вновь принятых электроустановок к электросети, пломбирование учета электроэнергии. Оплата за потребленную электроэнергию производится по вновь установленному за (на) границей домовладения прибору учета электроэнергии. 

2. Если существующий (зарегистрированный) учет электрической энергии расположен внутри вновь выделенной квартиры другого собственника, то абоненту, зарегистрированному в энергоснабжающей организации необходимо выполнить мероприятия, изложенные в п.1, как и для остальных собственников выделенных жилых помещений.

Многоквартирные жилые дома могут быть оснащены автоматизированной системой контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Данной системой ежемесячно в 24-00 последнего дня расчетного месяца производится автоматический съем показаний электронных счетчиков, учитывающих потребление электроэнергии за расчетный месяц по каждой квартире Показания электросчётчиков до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, передаются в отделения банков и РУП «Белпочта» для оплаты.

Оплату потребленной электроэнергии Вы можете производить в любом учреждении банка или почты, инфокиоски, а также через интернет- или мобильный банкинг. При оплате в банке или на почте при обращении к оператору, принимающему платеж, Вам необходимо предупредить его о том, что Ваш дом оснащён системой АСКУЭ. После сообщения оператору номера лицевого счета, он назовет показания счетчика, количество потребленной энергии и рассчитает сумму, подлежащую оплате.

Убедительно просим Вас оплачивать электроэнергию строго по показаниям, зафиксированным АСКУЭ. В случаях, когда при оплате в системе ЕРИП не обновляются показания приборов учета электроэнергии, оплату можно производить по самостоятельно снятым с электросчетчика показаниям в последний день расчетного месяца, ежемесячно до устранения причин. Для более оперативного выяснения причин и устранения ошибки просьба обращаться в энергоснабжающую организацию.

Энергоснабжающая организация рекомендует установить прибор учета электроэнергии. При временном пользовании электроэнергией без счетчика расчеты производятся по нормам, утвержденным решением Гродненского облисполкома от 12.06.2020 №333. Норма зависит от количества комнат в жилом помещении, количества граждан, зарегистрированных по данному адресу и типа установленной плиты для пищеприготовления. Кроме этого, расчеты за потребленную электроэнергию в данном случае производятся по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение.

Энергоснабжающая организация вправе приостановить оказание услуг электроснабжения гражданину, имеющему задолженность за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение 5 рабочих дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется заказным письмом или вручается под роспись. 

В случае, если гражданин отказался от подписи в получении предупреждения, а также в случае возврата почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату в связи с отсутствием указанного лица по месту его нахождения, энергоснабжающей организацией составляется акт, на основании которого приостанавливается оказание гражданину услуг электроснабжения в случае непогашения им задолженности в течение 5 рабочих дней со дня составления акта.
Восстановление услуг электроснабжения осуществляется в порядке очередности после погашения абонентом задолженности и оплаты расходов на приостановление и возобновление оказания услуг электроснабжения.

Энергоснабжающая организация также имеет право приостановить подачу электрической энергии в случае невыполнении абонентом требований по выносу вводного устройства со средствами расчетного учета за (на) границу земельного участка или установке сплит-счетчика.
Такие предписания энергоснабжающая организация выдает при выявлении нарушений потребителем договорных условий электроснабжения. 
При невыполнении абонентом в установленный срок требований по выносу вводного устройства со средствами расчетного учета за (на) границу земельного участка или установке сплит-счетчика энергоснабжающей организации составляется акт, на основании которого приостанавливается оказание гражданину услуг электроснабжения.

Энергоснабжающая организация также имеет право приостановить подачу электрической энергии абоненту при установлении факта отсутствия абонента в жилом помещении в течение одного года и более, что подтверждается одновременно следующими условиями:
отсутствие письменного уведомления от абонента о выбытии из жилого помещения на срок более одного года;
непоступление платежей за электрическую энергию;
наличие письменного подтверждения представителя энергоснабжающей организации о длительном отсутствии абонента в жилом помещении.

Обязательно надо! При смене собственника жилого помещения (квартиры, жилого дома), новый собственник обязан в течение 10 календарных дней со дня получения правоудостоверяющих документов на квартиру (жилой дом), обратиться в обслуживающий район электрических сетей для заключения договора электроснабжения.

Настоятельно рекомендуем перед совершением сделки о покупке недвижимости затребовать у продавца (собственника жилого помещения) справку об отсутствии задолженности по оплате электроэнергии. Данная справка выдается абонентам совершенно бесплатно и поможет избежать в будущем неприятных «сюрпризов» в виде неоплаченных долгов предыдущего собственника.

Договор на теплоснабжение заключается между энергоснабжающей организацией и абонентом. Согласно Правил теплоснабжения абонент - потребитель, системы теплопотребления которого непосредственно присоединены к тепловым сетям энергоснабжающей организации или организации, осуществляющей передачу тепловой энергии, имеющий с данными организациями границу балансовой принадлежности.  Балансовая принадлежность - отраженная в балансе (документах о составе и стоимости имущества) организации либо индивидуального предпринимателя принадлежность имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо принадлежность имущества по праву управления общим имуществом, предоставленному в соответствии с законодательством и (или) заключенным договором управления общим имуществом. При этом ответственность за эксплуатацию теплоустановок и тепловых сетей, внутренней системы теплоснабжения, узлов учета, и иного оборудования, связанного с теплоснабжением, лежит на абоненте. Поэтому заключение договора на теплоснабжение между энергоснабжающей организацией и  Вами недопустимо.

Для проведения данных работ необходимо письменно обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением о выдаче технических условий(ТУ) на реконструкцию внутренней системы теплоснабжения с указанием планируемого перечня работ. На основании выданных ТУ необходимо разработать проектную документацию в специализированной организации и в обязательном порядке до начала монтажа согласовать проект с энергоснабжающей организацией и органами госэнергогазнадзора. Подробную информацию о процедуре допуска в эксплуатацию внутренней системы теплоснабжения после проведения реконструкции Вы можете получить у специалистов энергоснабжающей организации. Обращаем Ваше внимание на то, что указанные работы неизбежно повлекут за собой изменение величины тепловой нагрузки на жилой дом, а значит и величины платы за услуги теплоснабжения, а  реконструкция без наличия согласованного проекта и без допуска в эксплуатацию является самовольным подключением, что повлечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

При своевременном сообщении о неисправности прибора учета тепловой энергии, количество тепловой энергии определяется сроком не более 15 суток – по значению среднего расхода тепловой энергии по показаниям прибора учета тепловой энергии за 5 предыдущих суток его работы, приведенным к средней фактической температуре наружного воздуха в периоде перерыва в работе прибора учета тепловой энергии. При выводе прибора учета тепловой энергии на поверку сроком не более 30 суток – по значению среднего расхода тепловой энергии. В последующем, до восстановления приборного учета тепловой энергии, расчет производится как с безучетным потребителем.

Договор на теплоснабжение заключается между энергоснабжающей организацией и абонентом, в качестве которого согласно Правилам теплоснабжения в многоквартирном жилом доме выступает не собственник отдельного жилого помещения, а уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, товарищество собственников или организация застройщиков. Согласно п.58 Правил количество тепловой энергии для целей оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения (для целей отопления) в жилых помещениях и вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома определяется по показаниям приборов учета расхода тепловой энергии, установленных на границе балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплуатационной ответственности сторон) между энергоснабжающей организацией или организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии, и абонентом. Если приборы учета тепловой энергии установлены не на границе балансовой принадлежности, расчет за тепловую энергию с абонентом производится с учетом потерь тепловой энергии на участке тепловых сетей от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета тепловой энергии в соответствии с п.71 ТКП 411-2012 «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя». Таким образом, наличие, эксплуатация и использование в расчетах всех внутренних приборов учета, установленных в системе теплоснабжения абонента после коммерческого, не относится к компетенции энергоснабжающей организации.

Для установки приборов учета тепловой энергии необходимо письменно обратиться в организацию, с которой у Вас заключен договор теплоснабжения (энергоснабжающую организацию) с заявлением о выдаче технических условий. На основании выданных технических условий необходимо разработать проектную документацию на узел учета тепловой энергии в специализированной организации. Затем, согласно проекту выполнить монтажные работы и осуществить постановку узла учета на коммерческий учет в энергоснабжающей организации. Обращаем Ваше внимание на обязательность выполнения всех пунктов технических условий во избежание возникновения проблем с постановкой на учет. Дополнительные консультации Вы всегда можете получить в абонентной службе энергоснабжающей организации. Все работы по оборудованию приборным учетом и его дальнейшая эксплуатация проводятся за счет абонента согласно п.80 Правил теплоснабжения.

Так как раздельный приборный учет в принадлежащем Вам помещении отсутствует, то расчет количества потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение во встроенных в жилой дом нежилых помещениях производится на основании показаний общих приборов учета пропорционально проектным тепловым нагрузкам, подключенным к данному прибору учета(согласно п.98 Правил теплоснабжения). При этом, согласно требованиям ТКП 411-2012 «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» к приборам учета,  индивидуальные водомеры не могут служить для расчета потребленной тепловой энергии на горячее водоснабжение, а значит показания водомеров не учитываются при расчете. Далее, расчет платы за услуги теплоснабжения производится исходя из количества потребленной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. Так как принадлежащее Вам помещение нежилое, то тариф отличается от тарифа на жилые помещения, вследствие чего сумма начислений за теплоснабжение по Вашему нежилому помещению значительно выше, чем в аналогичных жилых. Тарифы на теплоснабжение установлены Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и размещены на официальном сайте РУП «Гродноэнерго».

В данном случае следует руководствоваться пунктом 97 Правил теплоснабжения: «в случае непредставления абонентом энергоснабжающей организации в установленный договором теплоснабжения срок показаний приборов учета тепловой энергии абонент считается безучетным и расчет с ним производится расчетным путем на основании проектных тепловых нагрузок, указанных в договоре теплоснабжения, за весь расчетный период без последующего перерасчета.»

Согласно нормам Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 года № 571 с учетом изменений и дополнений, плата за услуги электроснабжения взимается по субсидируемым тарифам для населения с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов) в отношении жилых помещений, находящихся в их собственности и (или) во владении и пользовании, в которых, зарегистрированы по месту жительства граждане.

Пункт 7 Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию предусматривает льготы по плате за жилищно-коммунальные услуги плательщикам жилищно-коммунальных услуг и(или) иным гражданам, зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении плательщика жилищно-коммунальных услуг, имеющим право на льготы по таким платам, в соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 14.06. 2007 года 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Так, инвалиды II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют право на 50-процентную скидку с платы за электроэнергию по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления.

Таким образом, если Ваша бабушка будет проживать отдельно от трудоспособных членов семьи, обязанных по закону ее содержать, то оплата за электроэнергию будет осуществляться по субсидируемым тарифам для населения с учетом льготы по оплате.

Согласно пункту 12 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 года № 571, электроснабжение оплачивается плательщиком по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства граждан.

Данная норма обусловлена тем, что, установив тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, которые значительно ниже фактических расходов, государством оказывается гражданам своего рода поддержка по их оплате. Вместе с тем данная поддержка определена лишь в пределах только одного жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства.

Подпунктом 3.1 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 года № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» предусмотрено, что каждый гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства в пределах Республики Беларусь в порядке, предусмотренном Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденном данным Указом, и обязан либо вправе зарегистрироваться по месту пребывания в пределах Республики Беларусь. Гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только по одному адресу.

Льготы по оплате за услуги электроснабжения для многодетных семей статьей 16 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 года № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» не предусмотрены.

При наличии зарегистрированных граждан в жилом помещении оплата производится по субсидированным тарифам для населения согласно нормам Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 года № 571 с учетом изменений и дополнений.

Присоединение новых электроустановок, в том числе электрической плиты в квартире, производится в соответствии с требованиями раздела II главы 1 Правил электроснабжения, утверждённых постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 года № 1394 с учетом изменений и дополнений. Аналогичный порядок приемки в эксплуатацию электроустановок указан в разделе 4.4 Технического кодекса установившейся практики ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденного постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.05.2009 года № 16.

Для применения тарифа «Электрическая энергия в жилых домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами» согласно пункту 1 Приложения № 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об индексации субсидируемых государством цен на газ природный и сжиженный, тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения для населения и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь» от 30.12.2013 года № 1166, необходимы следующие условия:

1. Наличие стационарной электрической плиты. Определения стационарной электрической плиты содержатся в ГОСТ 18311-80, ГОСТ 27570.0-87, СТБ МЭК 60335-1-2015, СТБ МЭК 60335-2-6-2016.

2. Получение технических условий. Для получения технических условий на присоединение к электрическим сетям необходимо подать заявление владельцу электрической сети дома или организации, осуществляющей эксплуатацию жилого дома с указанием следующих данных:

  • Ф.И.О и адрес;
  • данные паспорта;
  • наименование объекта электроснабжения (например, индукционная электрическая плита);
  • электрическая мощность;
  • вид нагрузки (однофазная или трехфазная).

При этом необходимо иметь правоустанавливающие документы на недвижимость.

3. На основании полученных технических условий, заявитель организовывает изготовление проектной документации в соответствующих организациях. Обеспечивает выполнение электромонтажных работ в соответствии с согласованным проектом и проведение электрофизических измерений силами специализированных организаций с фиксацией в протоколах.

4. После выполнения мероприятий, указанных в п. 3, заявитель предъявляет смонтированную электроустановку (электрическую плиту) к осмотру инспектору государственного энергетического и газового надзора, который, в случае отсутствия замечаний, выдает акт осмотра электроустановок с заключением о возможности ввода в эксплуатацию электроустановок (электрической плиты). Подключение производит владелец электрических сетей дома или организация, осуществляющая эксплуатацию жилого дома.

5. До подключения электрической плиты необходимо обраться в газоснабжающую организацию для расторжения договоров на газоснабжение, техническое обслуживание газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения (при их наличии).

6. Далее, заявитель обращается к владельцу электрической сети дома или организации, осуществляющей эксплуатацию жилого дома для подключения электрической плиты.

После выполнения всех перечисленных условий, заявитель обращается в энергоснабжающую организацию (обслуживающий район электрических сетей). Персонал энергоснабжающей организации производит при необходимости пломбировку схемы учета и заключается договор электроснабжения, и расчеты за потребленную электрическую энергию производятся по тарифу «Электрическая энергия в жилых домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами».

В соответствии с пунктом 12.1. Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 года № 571 с учетом изменений и дополнений, в случае использования жилого помещения, находящегося в собственности и (или) во владении и пользовании плательщика жилищно-коммунальных услуг, для предоставления мест для краткосрочного проживания, плата за потребленную электроэнергию вносится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. вне зависимости от наличия зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания граждан в данном жилом помещении.

При использовании части жилого помещения, для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания и отсутствии раздельного учета потребления коммунальных услуг в используемой и не используемой для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, частях жилого помещения плата за коммунальные услуги вносится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, в целом по жилому помещению.

Согласно пункту 13 Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 года № 571 с учетом изменений и дополнений, в случае принятия наследства задолженность по оплате за электроэнергию погашают наследники в порядке, установленном в статье 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с данной статьей каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему имущества. При этом плата за потребленную электроэнергию, подлежащая внесению наследниками, принявшими жилое помещение в составе наследства, рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения без начисления пеней до получения свидетельства о праве на наследство, но не более семи месяцев со дня открытия наследства. Внесение платы за потребленную электроэнергию, согласно статьям 29, 31 Жилищного кодекса Республики Беларусь, является обязанностью собственника жилого помещения.

В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 года № 571, в случае потребления коммунальных услуг на строительных площадках при осуществлении индивидуального жилищного строительства на предоставленных гражданам земельных участках, электроснабжение оплачивается плательщиком по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Для строительства жилого дома, первоначально, в энергоснабжающей организации получаются технические условия на электроснабжение строительной площадки жилого дома. Завершив строительство, электроустановки стройплощадки должны быть переоформлены в установленном законодательством порядке в энергоснабжающей организации, как электроустановки жилого дома. Только после получения новых технические условий на электроснабжение индивидуального жилого дома и перерегистрации электроустановок в энергоснабжающей организации оплата за электроэнергию может осуществляться согласно пункту 44 Положения.

По вновь выданным техническим условиям на электроснабжение индивидуального жилого дома заявитель организовывает изготовление проектной документации в соответствующих организациях. Затем обеспечивает выполнение электромонтажных работ в соответствии с согласованным проектом и проведение электрофизических измерений силами специализированных организаций с фиксацией в протоколах.

Смонтированная электроустановка и вся вышеуказанная документация предъявляется к осмотру инспектору госэнергогазнадзора, который, в случае отсутствия замечаний, выдает акт осмотра электроустановок с заключением о возможности ввода в эксплуатацию электроустановок индивидуального жилого дома.

Акт осмотра передается в обслуживающий район электрических сетей.

Персонал энергоснабжающей организации производит при необходимости пломбировку схемы учета и заключает договор электроснабжения индивидуального жилого дома. После этого, оплата производится по соответствующим тарифам на электрическую энергию согласно пункту 44 Положения.

Передача на безвозмездной основе высоковольтных электрических сетей  садоводческих товариществ (воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 10 киловольт и трансформаторных подстанций 0,4/10 киловольт) в хозяйственное ведение РУП «Гродноэнерго» регламентируется следующими нормативными документами:

  • Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.06.2009 №350, пп. 2.4, 2.5), если эксплуатация (использование) электроустановок начата до 8 мая 2003 года;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая  2019г. №169 «О распоряжении государственным имуществом» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019г. №767, утвердившего порядок подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, а также приобретении имущества в собственность Республики Беларусь, если эксплуатация (использование) электроустановок начата после 8 мая 2003 года.   

Для передачи в хозяйственное ведение РУП «Гродноэнерго» электроустановок  садоводческого товарищества собственник имущества (в лице председателя СТ)  должен:

1. обратиться с заявлением о принятии на баланс энергосистемы электрооборудования или линий электропередачи (указать их марки, технические характеристики и месторасположение) на имя генерального директора РУП «Гродноэнерго» Жука Виктора Станиславовича (230003, г. Гродно, пр-кт Космонавтов,64);

2. произвести установку выносного распределительного устройства напряжением 0,4 кВ, оснащенного средствами расчетного учета электрической энергии (выполняется специалистами территориальных РЭСов на договорной основе);

3. подготовить  следующие документы и предоставить в адрес предприятия в 2-х экз.:

  • свидетельство о государственной регистрации садоводческого товарищества (копия);
  • согласие собственника имущества в соответствии с Уставом на его отчуждение в собственность Республики Беларусь (копия выписки из протокола общего собрания членов СТ о решении безвозмездной передачи электроустановок на баланс РУП «Гродноэнерго»);
  • копия Устава садоводческого товарищества;
  • заключение об  оценке стоимости имущества (шкафа КТП или СТП, силового трансформатора, линии электропередачи) – обращаться в государственную оценочную организацию – Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей (г. Гродно, ул. Мицкевича,8, тел. 77-23-79) или другую оценочную организацию – в случае если стоимость имущества отсутствует;
  • технический паспорт или исполнительную съемку на линию электропередачи;
  • инвентарные карточки учета объектов основных средств на трансформаторшкаф КТП (СТП)линию электропередачи (копии);
  • акт о внутренней оценке стоимости основных средств в соответствии с приложением А  Технического кодекса установившейся практики ТПК 52.7.01-2012, утвержденного приказом Госкомимущества РБ от 06.09.2012г. №185.

Копии документов должны быть заверены подписью председателя и печатью садоводческого товарищества.

Далее 1 экз. вышеперечисленных документов специалистом РУП «Гродноэнерго» направляется в Министерство энергетики Республики Беларусь для подготовки правового акта по распоряжению имуществом.

После получения предприятием приказа Минэнерго РБ передающая сторона готовит акт приема-передачи основных средств согласно постановлению Министерства финансов РБ от 22.04.2011г. №23, акт приема-передачи произвольной формы и акт о внутренней оценке основных средств на момент передачи в 2-х экз., подписывает их своей комиссией и передает в РУП «Гродноэнерго» для подписания принимающей комиссии и утверждения.

По вопросам, возникшим при подготовке документов, обращаться в отдел по эффективному использованию государственного имущества РУП «Гродноэнерго» по тел. 79-25-89.

По заполнению актов приема-передачи имущества обращаться в бухгалтерию территориальных электросетевых филиалов РУП «Гродноэнерго»:

  • Гродненские электрические сети – тел. 45-43-05
  • Лидские электрические сети – тел. 53-97-38
  • Волковысские электрические сети – тел. 7-52-81
  • Ошмянские электрические сети – тел. 4-93-58

Средства расчетного учета (СУЭ) многоквартирных жилых домов для учета электрической энергии, потребляемой электроприемниками общедомовых нужд (освещение мест общего пользования, движение лифтов и работа другого оборудования, связанного с потреблением электрической энергии), могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.
В случае безвозмездной передачи указанных средств (приборов, устройств) на баланс энергоснабжающей организации ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств (приборов, устройств) осуществляются энергоснабжающей организацией за счет средств, предусмотренных при формировании в установленном законодательством порядке тарифов на электрическую энергию.
Безвозмездная приемка в хозяйственное ведение РУП «Гродноэнерго» СУЭ осуществляется на основании следующих документов.

Предоставляемых передающей стороной:

  1. Заявления передающей стороны о безвозмездной передаче в хозяйственное ведение РУП «Гродноэнерго» средства расчетного учета электрической энергии;
  2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  3. Согласие собственника имущества на его отчуждение в собственность Республики Беларусь в соответствии с уставом (выписка из протокола общего собрания членов ЖСК, ЖСПК, ТС и т. п. о решении безвозмездной передачи оборудования в хозяйственное ведение РУП «Гродноэнерго», а части помещения, где установлено данное оборудование – в безвозмездное бессрочное пользование РУП «Гродноэнерго»);
  4. Копия устава ЖСК, ЖСПК, ТС и т. п.;
  5. Акт об оприходовании ТМЦ;
  6. Акт оценки ТМЦ.

Предоставляемых РУП «Гродноэнерго»:

  1. Приходный ордер;
  2. Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с актом приема-передачи;
  3. Договор безвозмездного пользования нежилым помещением (частью помещения) и взаимодействия персонала с актом приема-передачи;

После подачи заявления, персоналом РУП «Гродноэнерго» производится обследование, целью которого является проверка на предмет исправности СУЭ и его метрологической аттестации;
Обследование СУЭ проводится в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления;
Основанием для безвозмездной приемки СУЭ в хозяйственное ведение РУП «Гродноэнерго» является наличие оформленного пакета документов.
Обращаем Ваше внимание, что в таком порядке не подлежат приемке средства расчетного учета электроэнергии, находящиеся на момент приема-передачи в неудовлетворительном техническом состоянии, физически изношенные и морально устаревшие. СУЭ, находящиеся на закрытой территории предприятий или на иной охраняемой территории с режимной пропускной системой. СУЭ напряжением 0,4 кВ (электросчетчики, измерительные трансформаторы тока) садоводческих товариществ, дачных поселков, гаражных кооперативов и т.д., а также СУЭ, входящие в состав АСКУЭ.
Приемка СУЭ, входящих в состав АСКУЭ осуществляется в ином порядке, также размещенном на нашем сайте.
Дополнительные консультации можно получить у заместителя начальника РЭС по сбыту энергии или начальника отдела сбыта энергии филиала электрических сетей по территориальной принадлежности.

Передача на баланс энергосистемы оборудования АСКУЭ-быт многквартирных жилых домов от жилищно-строительных потребительских кооперативов, товариществ собственников.

1. Передача оборудования в республиканскую собственность на безвозмездной основе регламентируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019г. №169 «О распоряжении государственным имуществом» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019г. №767 «О мерах по реализации  Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. №169», установившего Порядок подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, а также приобретении имущества в республиканскую Собственность.

2. Передача оборудования АСКУЭ-быт многоквартирных жилых домов на баланс РУП «Гродноэнерго», осуществляется при условии его  исправности.

3.  Работа по приемке-передаче  оборудования АСКУЭ-быт начинается с обращения в РУП "Гродноэнерго" собственника имущества (ЖСПК, ТС, ЖСК). Обращение составляется в произвольной форме на имя генерального директора РУП «Гродноэнерго» и вместе со справкой о составе оборудования системы АСКУЭ направляется в адрес предприятия (230023, г,Гродно, пр-т Космонавтов, 64). В случае отсутствия справки о составе оборудования АСКУЭ-быт, в  обращении должен быть перечислен состав предполагаемого к передачи оборудования АСКУЭ-быт с указанием типа, года выпуска и количества передаваемого оборудования (для шкафа АСКУЭ необходимо указать тип контроллера/сборщика в нем установленного). А также обязательно  указывается адрес, ФИО и контактный телефон председателя ЖСПК, ЖСК, ТС. На обращении обязательно должна быть виза заместителя начальника по сбыту электроэнергии территориального РЭСа о соответствии оборудования, перечисленного в справке или обращении.

4. После  поступления обращения в РУП «Гродноэнерго»  филиал РУП «Гродноэнерго» - ПСДТУ проводит проверку технического состояния АСКУЭ-быт. 

В случае если оборудование АСКУЭ-быт находится в технически неисправном состоянии, филиал РУП «Гродноэнерго» - ПСДТУ готовит письменный ответ заявителю, в котором указываются перечень выявленных дефектов и мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю для приведения оборудования АСКУЭ-быт в исправное состояние.

При наличии положительного заключения о техническом состоянии оборудования АСКУЭ-быт отдел по эффективному использованию государственного имущества (ОГИ)  РУП "Гродноэнерго" готовит письменное согласие заявителю о возможности приёмки оборудования АСКУЭ-быт на баланс РУП "Гродноэнерго" с приведением перечня документов, которые согласно законодательству должны быть представлены в РУП "Гродноэнерго" для принятия решения в 2-х экземплярах:

  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • согласие собственника имущества на его отчуждение в собственность Республики Беларусь в соответствии с Уставом (выписка из протокола общего собрания членов ЖСК, ЖСПК,ТС о решении безвозмездной передаче оборудования АСКУЭ-быт на баланс РУП «Гродноэнерго» и части помещения, где установлено данное оборудование, – в безвозмездное пользование предприятия);
  • копия устава собственника оборудования;
  • справку УКСа о стоимости и составе смонтированной системы АСКУЭ-быт на дату приемки дома в эксплуатацию, если с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло не более года. Если с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более года необходимо предоставить копию заключения об  оценке стоимости оборудования АСКУЭ-быт. Оценка может быть произведена в государственной оценочной организации Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей (г.Гродно, ул. Мицкевича,8, тел. 77-23-79) и только после получения от  РУП «Гродноэнерго» согласия на приемку  оборудования АСКУЭ- быт на баланс РУП «Гродноэнерго».
  • инвентарная карточка учета объекта основных средств (копия);
  • акт о внутренней оценке стоимости основных средств в соответствии с приложением А  Технического кодекса установившейся практики ТПК 52.7.01-2017, утвержденного приказом Госкомимущества РБ от 13.01.2017г. №6;

Копии документов должны быть заверены подписью председателя и печатью балансодержателя.

5. Вышеуказанные документы после получения согласия о приемке на баланс РУП «Гродноэнерго» оборудования АСКУЭ-быт передаются в адрес РУП "Гродноэнерго" (230023, г,Гродно, пр-т Космонавтов, 64, каб.105, Отдел по эффективному использованию государственного имущества, тел. 8(0152) 79-25-89. При предоставлении пакета документов по истечении 3-х месяцев с момента получения согласия требуется повторная проверка состава и работоспособности оборудования АСКУЭ-быт.

6. Основанием для приемки оборудования АСКУЭ-быт в республиканскую собственность и хозяйственное ведение РУП «Гродноэнерго» является приказ РУП «Гродноэнерго», который направляется заявителю.

7. После получения приказа РУП «Гродноэнерго для завершения процедуры передачи АСКУЭ-быт на баланс РУП "Гродноэнерго" заявитель обязан представить в филиал ПСДТУ РУП "Гродноэнерго" оформленные со своей стороны следующие документы:

Для перехода на расчеты по тарифам, дифференцированным по временным периодам, у абонента должен быть установлен многотарифный электронный прибор учета энергии.

Для замены индукционного электросчётчика, установленного в жилом доме (квартире), на многотарифный электронный счетчик бытовой абонент:

  • обращается в энергоснабжающую организацию с соответствующим заявлением;
  • приобретает в торговой сети электронный прибор учета, входящий в государственный реестр средств измерений Республики Беларусь (полный перечень можно найти на сайте Национального информационного фонда в области обеспечения единства измерений (http://oei.by);
  • передает многотарифный электронный счетчик в энергоснабжающую организацию для параметризации;
  • обеспечивает доступ для выполнения работ по замене прибора учета;
  • в случае установки прибора учета электроэнергии на лестничной клетке или в тамбуре:
  1.  согласовывает выполнение работ по замене электросчетчика с организацией, в чьём хозяйственном ведении находится расчетное средство учета;
  2. сообщает в энергоснабжающую организацию об окончании работ по замене для осуществления допуска расчетного учета электрической энергии в эксплуатацию и заключения договора электроснабжения с осуществлением расчетов за потребляемую энергию по дифференцированным тарифам.

Гражданин имеет право заключить с энергоснабжающей организацией договор на оказание услуг по замене индукционного счетчика на электронный на возмездной основе.

Если домовладение абонента уже оборудовано многотарифным электронным прибором учета, то достаточно обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением. Представитель энергоснабжающей организации параметризирует прибор учета электроэнергии, после чего вносятся соответствующие изменения в договор электроснабжения для осуществления расчетов за потребляемую электрическую энергию по дифференцированным тарифам.

При возникновении сомнений в правильности работы прибора учета электрической энергии (п. 217 Правил электроснабжения, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.10.2011 №1394, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 25.05.2020 №309) абонент вправе обратиться в абонентскую службу энергоснабжающей организации по территориальной принадлежности (район электрических сетей – далее РЭС) и подать заявку на внеочередную поверку средства учета с предварительной оплатой.

Данная поверка - это независимая от РУП «Гродноэнерго» экспертиза, которая производится Центром стандартизации и метрологии Республики Беларусь. По желанию абонент может присутствовать при проведении экспертизы, о чем делается запись в заявлении. В случае выводов эксперта о несоответствии характеристик счетчика установленным стандартам, сумма предоплаты возвращается абоненту в счет оплаты за использованную электроэнергию.

Перед подачей заявки на экспертизу рекомендуем выполнить самостоятельно следующее:

  • проверить счетчик на «самоход»: отключить автоматическими выключателями (пробками) отходящие группы питания квартиры, оставив счетчик под напряжением. Диск исправного электросчетчика должен сделать не более одного оборота (определяем по меткам на диске) в течение не более 10 минут. Диск после отключения нагрузки может вращаться как в прямом, так и в обратном направлении, но не более одного оборота. В случае с электронным электросчетчиком должно отсутствовать периодическое моргание светодиода;
  • при включенных автоматах (пробках) отключить все электроприборы в доме и из розеток в том числе, чтобы исключить «ждущий режим» электроприемников. Если диск счетчика не остановился (не прекратилось моргание светодиода), как описано в пункте выше, значит необходимо искать причину с помощью ЖЭС или другой специализированной организации во внутренней электропроводке дома. Возможно нарушение изоляции проводов под штукатуркой (бетон токопроводящий), посторонние подключения (смежные розетки у соседей) и т.д.;
  • проверить состояние уплотнителей в дверях холодильников, морозильников и особенно тщательно в нижней невидимой части с помощью зеркальца. Из-за плохих уплотнений в данных приборах значительно увеличивается расход электрической энергии;
  • - проверить и сравнить свои платежи за потребленную электрическую энергию (расход электроэнергии в кВт*ч) в предыдущие годы за аналогичный период (в абонентской службе РЭС имеются контрольные показания снятые со средств учета);
  • зафиксировать показания счетчика, через час повторить снятие показаний и разность показаний соотнести с мощностью приборов постоянно включенных в это время.

За получением более подробной информации рекомендуем обратиться в абонентскую службу района электрических сетей.

Произвести оплату за электроэнергию, находясь в другом городе можно через интернет, в инфокиосках либо в отделениях банка и РУП «Белпочта», осуществляющих прием платежей через систему ЕРИП (Единое расчетное информационное пространство).

В соответствии с пунктом 170 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2011 года № 1394 с учетом изменений и дополнений, садоводческие товарищества производят расчеты с энергоснабжающей организацией за электроэнергию на основании показаний средства группового учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрической сети по тарифам, установленным для садоводческих товариществ.

В соответствии с пунктом 174 Правил электроснабжения, в случае установки расчетных счетчиков не на границе балансовой принадлежности электросети, потери электроэнергии на участке сети до места установки приборов учета относятся на счет организации (энергосистемы или абонента), на балансе которой находится указанный участок сети. Потери определяются расчетным путем на основании Технического кодекса установившейся практики ТКП 460-2017 (33240) «Порядок расчета величины технологического расхода электрической энергии на ее передачу по электрическим сетям, учитываемой при финансовых расчетах за электроэнергию между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом), утвержденного постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 22.06.2017 года № 19.

Таким образом, садоводческое товарищество, как юридическое лицо, производит расчеты за потребленную им электроэнергию, в том числе и за потери в электрических сетях, находящихся на балансе указанного садоводческого товарищества.

При этом, садоводческое товарищество в отношении своих членов выступает в роли энергоснабжающей организации и должно руководствоваться в своей деятельности Правилами электроснабжения, иными нормативными правовыми актами, в том числе и в случаях нарушения Правил электроснабжения.

Вопросы эксплуатации электроустановок садоводческих товариществ регламентированы Техническим кодексом установившейся практики ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.05.2009 года № 16.

Ориентировочная стоимость подключения расчитывается в зависимости от вида услуг в течении одного  часа. Проектные работы, как правило, выполняются в срок не более десяти рабочих дней. При этом согласно действующему законодательству срок выполнения проектных работ должен составлять не более одного месяца.

Срок оказания комплексной услуги подключения абонента к сетям внешнего энергоснабжения, включая изготовление проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ и непосредственно подключение, зависит от сложности выполняемых работ, но не превышает два месяца со дня подачи заявления.

В соответствии с Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2011 года № 1394 с учетом изменений и дополнений, а также договорами энергоснабжения, энергоснабжающая организация производит расчет за электрическую энергию с организациями, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится общежитие, на основании показаний средства группового учета. Расчеты за потребленную электроэнергию непосредственно c жильцами общежития входят в компетенцию организации, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится общежитие.

Для оформления льготы по оплате за потребленную электрическую энергию гражданин предоставляет в энергоснабжающую организацию документ, удостоверяющий личность, а также документы, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы (удостоверение инвалида I или II группы, удостоверение ветерана ВОВ и др.). Предоставление льготы производится со дня обращения абонента в энергоснабжающую организацию. Льгота предоставляется гражданину по месту его постоянного жительства (или месту пребывания по выбору льготника) .

В случае, если гражданин, которому в соответствии с законодательством предоставлена льгота по оплате за электрическую энергию, в силу возраста, состояния здоровья или других причин не может лично явиться в энергоснабжающую организацию для регистрации льготы, это может сделать любой член его семьи, либо доверенное лицо, при наличии документа, удостоверяющего личность и документа, подтверждающего право на льготу гражданина. В случае отсутствия членов семьи или доверенного лица гражданин может обратиться в энергоснабжающую организацию об оформлении льготы на дому.

Законом от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон) предусмотрено предоставление гражданам, имеющим право на льготы, 50 или 100-процентной  скидки с платы за коммунальные услуги (в том числе за электроэнергию) в пределах утвержденных норм потребления коммунальных услуг.

Величины норм потребления утверждены решением  Гродненского облисполкома. Для граждан, проживающих в домах, оборудованных газовыми плитами, норма электропотребления  составляет 60 кВт∙ч в месяц на одного человека, в домах, оборудованных электрическими плитами, норма электропотребления  составляет 90 кВт∙ч в месяц на одного человека.

Указанная норма потребления электроэнергии не ограничивает объем потребления электрической энергии. Гражданин вправе потреблять любое, необходимое ему для бытовых целей, количество электрической энергии. Норма потребления электроэнергии – это величина, в пределах которой в соответствии с Законом предоставляется 50 или 100-процентная скидка. Объемы потребления электрической энергии сверх нормы потребления оплачиваются без учета льготы.

Размер льготы устанавливается на основании справки о составе семьи, которую предоставляет жилищная организация по запросу энергоснабжающей организации. Льгота предоставляется только гражданину, имеющему право на льготу, на членов его семьи льгота не распространяется. При проживании в одном помещении двух и более граждан, имеющих право на льготу, размер нормы умножается на количество льготников. В случаях проживания совместно граждан, имеющих право на льготу и не имеющих право на льготу, расчет количества электрической энергии  в кВт∙ч осуществляется пропорционально исходя из деления потребленной электроэнергии на  количество  проживающих граждан, имеющих и не имеющих право на льготу.

В соответствии с законодательством граждане обязаны своевременно вносить плату за потребленные коммунальные услуги за каждый истекший месяц не позднее двадцать пятого числа следующего за ним месяца. Законом предусмотрена 50 или 100-процентная скидка в пределах нормы потребления с платы за коммунальные услуги. При отсутствии платы за потребленную энергию за истекший месяц, норма, в пределах которой установлена скидка, на следующий месяц не переносится.

 Во избежание сложностей с проведением последующих перерасчетов, гражданам, имеющим право на льготу, рекомендуется не производить оплату несколько раз в месяц, так как в пунктах приема платежей обновление электронной базы данных происходит только один раз в месяц. В случае оплаты за потребленную электроэнергию несколько раз в месяц, автоматически производится расчет, где норма электропотребления учитывается при каждой произведенной оплате. В таких случаях,  после окончания расчетного месяца производится перерасчет оплаченной энергии с учетом нормы 60 кВт∙ч (90 кВт∙ч) один раз в месяц.

Инвалидам I или II группы право на льготу, предусмотренную Законом,  предоставляется в случаях, если инвалид I или II группы:

  • не имеет трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать и проживает один, либо только с инвалидом I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях;
  • имеет трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать, но не ведет с ними общее хозяйство и проживает один либо с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.

Перерегистрация льгот гражданам производится энергоснабжающей организацией один раз в год.

Граждане, имеющие в соответствии с законодательством право на льготу по оплате за потребленную электрическую энергию, для ее предоставления должны обратиться в абонентский отдел района электрических сетей по месту жительства. Срок оформления - три дня. Регистрация льготы осуществляется бесплатно. Оформление указанной льготы производится со дня обращения гражданина в энергоснабжающую организацию и представления им заявления, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также документа, подтверждающего право на льготу.

При расчете по тарифам, дифференцированным по временным периодам, граждане рассчитываются за потребленную  в каждом временном периоде электроэнергию по  соответствующему данному периоду тарифу в соответствии с постановлением Совета Министров от 30.12.2013  №1166 (Тарифы на электроэнергию для населения)

В выходные и праздничные дни применяются тарифы, установленные на период минимальных нагрузок.

Для расчетов за электроэнергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам, необходим многотарифный электронный прибор учета электрической энергии. Для уточнения перечня применяемых электронных счетчиков, а также для перехода на указанную систему тарифов, гражданам необходимо обратиться с письменным заявлением в энергоснабжающую организацию по месту жительства.

За просрочку платежей за потребленную электрическую энергию взимается пеня в размере 0,3% от неуплаченной в установленный срок суммы этих платежей за каждый день просрочки. Также энергоснабжающая организация вправе приостановить подачу электрической энергии гражданину, имеющему задолженность по оплате за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение пяти рабочих дней после получения письменного предупреждения.
Расчетный период для оплаты гражданином электрической энергии устанавливается равным одному календарному месяцу. Гражданин обязан производить оплату ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным. Оплату можно произвести любым доступным способом (отделение банка, почты, инфокиоск, Интернет), используя систему ЕРИП (Единое расчетное информационное пространство).
Информацию о тарифах на энергию потребители могут получить в пунктах приема платежей (почтовые отделения, отделения банков), на интернет-сайте РУП "Гродноэнерго", а также на информационных стендах и по телефонам справочных служб энергоснабжающих организаций.