Сделаем жизнь светлее и теплее

карта сайта

Размер шрифта:    
Цветовая схема:           
Изображения:

Главный по свету

Чаще всего, если внимательно присмотреться к человеку, изучить его увлечения и черты характера, круг общения и поступки, нетрудно понять, кто он: «физик» или «лирик». С героем нашего повествования дело обстоит сложнее. С одной стороны, он бывший директор филиала электрических сетей, всю жизнь проработавший в энергосистеме – физик, однозначно... С другой стороны, именно он создал легендарный ансамбль народной песни «Бліскавіца» и долгие годы руководил им – лирик, не иначе...

23 января бывший директор филиала «Гродненские электрические сети» РУП «Гродноэнерго» принимал многочисленные поздравления коллег и товарищей. В этот день Александру Куприяновичу СИПОВИЧУ – энергетику, известному далеко за пределами Гродненской области, исполнилось 80 лет.

Коллектив Гродненских электрических сетей Александр Куприянович возглавлял с 1987 по 2005 г. За это время филиал стал одним из лучших в Белорусской энергосистеме.

Здесь был создан первый в отрасли цех по ремонту оборудования. При А.К. Сиповиче отремонтированы базы Гродненского сельского и Щучинского РЭС, обновлена инфраструктура Берестовицкого РЭС. С упором на автоматизацию, современное оборудование и инновации осуществлялось техническое перевооружение подстанций и распредсетей. Появились производственно-техническая база ремонтно-строительного цеха, мастерские по ремонту автотранспортной техники, административное здание службы механизации и транспорта. Активно закупались механизмы, машины и инструмент. Создана медицинская служба и открыт бассейн, хозспособом построено жилье для сотрудников...

Перечислить достижения Гродненских ЭС, к которым Александр Куприянович имеет прямое отношение, если и возможно, то очень непросто. Все-таки 80 лет жизни трудно вместить в газетный материал, поэтому взглянем на эпизоды – яркие, волнительные, запоминающиеся. Для этого обратимся к нынешнему заместителю директора по сбыту Гродненских ЭС Александру СИПОВИЧУ – одному из двух сыновей Александра Куприяновича, бывшему главному инженеру предприятия Виталию ЧУБАРЮ, который 20 лет проработал с А.К. Сиповичем, и преемнице нашего юбиляра Наталье МИХНЕВИЧ – художественному руководителю ансамбля «Бліскавіца».

Первое впечатление

«Долгое время у меня не было четкого осознания роли моего отца в энергетике, я не сразу понял важность этой профессии, – рассказывает Александр Александрович. – Все изменилось, когда в 1979 г. мы переехали в Гродно. В то время свет в домах отключался достаточно часто, и в таких ситуациях сразу начинались звонки с работы, переговоры отца с диспетчером… Спустя некоторое время свет неизменно появлялся. Для меня это был период осознания: я вдруг понял, что в этом городе мой отец – главный по свету».

«По роду своей деятельности я был релейщиком, – вспоминает Виталий Михайлович. – В мои обязанности входило обслуживание подстанций 110 кВ и выше, что подразумевало командировки по всей области. У калитки ПС 110 кВ «Лида Северная» состоялась наша первая очная встреча. Сипович тогда работал заместителем главного инженера в Лидских ЭС, а я – заместителем начальника службы релейной защиты Гродноэнерго. Увидев меня, безмолвно проверил мой пропуск и пошел дальше. Мне это не понравилось. Я подумал, что не хотел бы когда-нибудь работать вместе с ним. Но жизнь распорядилась иначе: дружно и согласованно мы проработали вместе два десятка лет».

«В 1998 г. по распределению я приехала в Гродно преподавать в колледже искусств, – рассказывает Наталья Леонидовна. – В то время «Бліскавіца» искала хормейстера... Трудно вспомнить детали, но в Гродненских ЭС у меня состоялось очень неординарное собеседование. Александр Куприянович ничего не спросил о профессиональных навыках и умениях, зато уточнил, например, какое мое любимое время года… Будучи директором, он всегда пытался нащупать настроение человека и в итоге составлял портрет на основе одному ему известных характеристик. То собеседование я прошла, стала хормейстером вокальной группы, а спустя девять лет – его преемницей на должности художественного руководителя ансамбля».

Штрихи к портрету

«Все видели в нем высококвалифицированного специалиста, активного и способного, очень разностороннего, – характеризует коллегу Виталий Михайлович. – Я всю жизнь знаю его как законопослушного человека с творческим и новаторским, твердым, но не жестким характером. Сипович – максималист во всем: ему всегда нужно было не просто что-то сделать, а сделать это лучше всех. Взять хотя бы «Бліскавіцу»: ее Александр Куприянович создал не просто чтобы сделать приятное коллективу, он сразу задумал ансамбль, который, как и Гродненские электрические сети, будет «греметь» во всей области и даже в стране. И ведь добился своего!»

«Доводить любое дело до конца, не останавливаясь ни перед чем – об этой черте Александра Куприяновича знают все, – уверена Наталья Леонидовна. – Перед своим уходом из ансамбля, в 2007 г., он сделал шикарный подарок «Бліскавіце» – нашел финансирование для новых, просто замечательных костюмов. Тонкая ручная работа, индивидуальный пошив… К таким вещам Александр Куприянович относился всегда очень трепетно, всё вокруг должно было быть самым лучшим».

Каждому – своё

«Главным инженером он стал в конце 1978 г., а уже в следующем месяце начал серьезно корректировать работу предприятия, – вспоминает Виталий Чубарь. – Как хорошего специалиста, окончившего Белорусский институт механизации сельского хозяйства с красным дипломом, Сиповича явно не устраивало, как поставлены некоторые производственные вопросы. Он работал над ними, шлифовал, оттачивал…

В 1983 г. меня перевели в Гродненские ЭС на должность заместителя главного инженера по работе с персоналом. В прошлом релейщик, я часто отвлекался от своих основных обязанностей и по привычке переключался на технические вопросы. Сиповичу это не нравилось, он любил порядок – хотел, чтобы все занимались своими делами… Но в 1987 г. всё стало на свои места: Александра Куприяновича повысили до должности директора, меня – до главного инженера. Он сразу отсек технические вопросы, иногда мог что-то корректировать, но по существу никогда не вмешивался в дела главного инженера. А сам занимался исключительно тем, что положено директору по должностной инструкции».

«Александр Куприянович никогда не вторгался в творческий процесс, был своего рода «продюсером» коллектива, – соглашается Наталья Михневич. – Он мог, к примеру, похвалить или отвергнуть какую-то песню, мог дать поручение подобрать что-нибудь стоящее для новой солистки, разнообразить репертуар мужской группы... Все узкие направления спокойно перепоручал нам – людям, имеющим соответствующее образование, а сам был блестящим организатором.

Когда в 2007 г. я стала художественным руководителем ансамбля, оказалось, что внутренняя кухня мне неизвестна вообще. Как организовать поездку? Как распределить финансы? Где взять транспорт? Все было в новинку, ведь раньше эти вопросы на своих плечах нес Александр Куприянович. А мы, как он и требовал, не лезли и занимались творчеством».

Ручная настройка

«Я не назову ни одного обиженного на него человека, – говорит Виталий Михайлович. – Никогда не слышал, чтобы Сипович повысил на кого-то голос – у него были другие методы. Все знали: если директор что-то решил, переубеждать уже бесполезно; если промолчит – значит не со всем согласен, но можно еще поспорить. Александр Куприянович никуда не вмешивался, но был везде: категорически не одобрял назойливых проверок (если только по охране труда), поощрял самостоятельность, но при этом всегда и везде в коллективе чувствовалось его присутствие».

«Думаю, самые главные качества отца – это человечность, уважение к людям и умение доверять коллективу, – размышляет Александр Александрович. – Как следствие, люди видели в нем не столько руководителя, сколько друга и соратника. Его поручения выполнялись не директивно, как в армии: просто в таком дружном коллективе люди не хотели подвести друг друга – в том числе директора.

Конечно, важную роль сыграл тот факт, что в 80–90-е гг. активным было поколение, воспитанное на иных принципах… Есть вещи, сделанные своими руками – выстрадал, отгладил, отшлифовал, а есть заводское производство – не плохое, но штампованное. Коллектив предприятия был создан вручную, стили и методы управления, отношения между людьми были именно такими. Сейчас же все построено на логике, иерархии, подчиненности, финансовой мотивации. Это не плохо, просто это другая система координат».

Плеяда выходцев

«На предприятие и, соответственно, в ансамбль, он подбирал кадры сам, – рассказывает Наталья Михневич. – Собеседования проходили те, в ком он видел потенциал, еще нераскрытую сторону личности. В итоге случалось, что человек с музыкальным образованием мог получить второе – энергетическое. Таких самородков Александр Куприянович видел сразу».

«В дальнейшем многие его воспитанники поднимались выше по карьерной лестнице, – говорит Виталий Михайлович. – Есть целая плеяда выходцев из Гродненских электросетей. Заместителями Сиповича в свое время работали нынешние генеральный директор РУП «Гродноэнерго» Владимир Шатерник и председатель областного профсоюза Николай Шулейко. Начальником Высоковольтного РЭС был в свое время Сергей Белый, который позже стал генеральным директором концерна «Белэнерго». Предприятие было трамплином для многих».

Блеск души

«Александр Куприянович создал и на протяжении 28 лет был бессменным художественным руководителем ансамбля «Бліскавіца» – заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь, – рассказывает Наталья Леонидовна. – Говорят, что песня – душа народа. Так вот «Бліскавіца» – это душа Сиповича. Думаю, он долго шел к этому решению, вынашивал идею глубоко внутри. Знаете, он ведь с первой попытки не поступил в институт и стал директором сельского клуба, организовал художественную самодеятельность там…

В 1979 г. он собрал на предприятии единомышленников, которые хотели заниматься творчеством. В итоге получился коллектив, который сразу повернулся лицом к народной песне и хоровому направлению. За 40 лет через ансамбль прошли сотни человек, отдав ему частичку себя. Но больше всего сил вложил в «Бліскавіцу», конечно, Александр Куприянович. Когда я озадачивала его по какому-то поводу, он порой мог то ли в шутку, то ли всерьез сказать: «Наталья Леонидовна, в свободное от «Бліскавіцы» время я еще и директором электросетей работаю». Он опекал этот коллектив, как собственное дитя».

Установка на развитие

«Что касается выбора профессии, то в семье этот вопрос особо не обсуждался – у нас с братом была полная свобода, – вспоминает Александр Александрович. – В итоге брат Дмитрий сначала был военным, а я выбрал экономическое направление. Правда, жизнь все равно привела нас в энергетику: брат задержался на 20 лет (сейчас он директор собственного предприятия), а я на 24 года – до сих пор работаю в Гродненских электросетях.

В нашем детстве отец никогда не читал нравоучения, не давал советов. Он делал это как-то незаметно, собственным примером побуждал к правильным действиям и поступкам. С детства нас учили уважительному отношению к женщинам – мы видели, как он относится к маме.

С детства мы видели, как нужно вести себя в обществе, с людьми, потому что слышали и видели его взаимоотношения с подчиненными. Еще нас учили любить труд. Я сейчас, наверное, разве что автомобиль не смогу отремонтировать, потому что в семье никогда не было своего автомобиля, а всему остальному отец научил – от забивания гвоздя до строительства дома. Всегда удивляло, как он ставит перед собой цели и постепенно, шаг за шагом, продвигается к ним. Мы переняли и его активную жизненную позицию: он танцевал, играл на домре, любил работать руками, участвовал в спортивных соревнованиях (занимался волейболом, тяжелой и легкой атлетикой одновременно!), был заметен всюду и при этом успевал качественно выполнять свою работу.

Отец – пример для нас, именно он дал эту установку на всестороннее развитие. Мне и сегодня постоянно хочется бежать вперед, пробовать новое, добиваться чего-то. В общем, брать от жизни всё – как отец».

13 марта 2020 года/ Антон ТУРЧЕНКО, фото РУП «Гродноэнерго»/ газета «Энергетика Беларуси»