Сделаем жизнь светлее и теплее

карта сайта

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ОТТОК КАДРОВ?

Вряд ли кто-то оспорит тот факт, что персонал организации является основным ее ресурсом и что удачно подобранный коллектив способен реализовать стоящие перед компанией самые серьезные задачи. А если речь идет о стратегической отрасли народного хозяйства страны – переоценить значимость ее кадрового потенциала очень сложно.

Так называемая естественная текучесть кадров (3–5%) происходит постоянно на любом предприятии. Но в сложных экономических условиях отток кадров значительно возрастает и влечет за собой ряд негативных проблем, влияющих на функционирование того или иного предприятия или организации.

Несмотря на то, что в 2014 г. в энергосистеме было отмечено снижение текучести кадров, все еще ощущается нехватка в высококвалифицированных специалистах и, как следствие, то и дело возникают аварии и несчастные случаи по вине персонала.

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НАДО РАЗНООБРАЗИТЬ» – Александр ДОРОФЕЙЧИК, заслуженный энергетик СНГ, почетный энергетик Республики Беларусь:

– Чем более разнообразны формы и методы подготовки и переподготовки персонала, тем выше их эффективность, и это хорошо прослеживается на многолетнем опыте Гродненской энергосистемы.

В 1960-х – начале 1980-х гг. здесь большое внимание уделялось профилактическим испытаниям оборудования и кабельных линий, напрямую связанным с надежностью их работы. Для предупреждения несчастных случаев и нештатных ситуаций всегда было особое отношение к подбору, обучению специалистов по испытаниям и измерениям в электроустановках и укомплектованию его необходимым испытательным и измерительным оборудованием.

Для подготовки электромонтеров-испытателей была разработана специальная программа, рассчитанная на 2–3 года и предусматривающая поэтапное, от простого к сложному, изучение приборов, характеристик оборудования, видов работ. В конце каждого года обучения сдавались экзамены. По аналогичной программе обучался и инженерно-технический персонал. Эта система показала достаточно высокую эффективность.

Хорошо себя зарекомендовали семинары инженерно-технических работников по вопросам техники безопасности и эксплуатации оборудования и сетей, изучению новых видов оборудования.

Семинары проводились на учебном полигоне, к ним создавали учебные фильмы с ошибками по ТБ, которые должны были выявляться в процессе занятий.

В начале 70-х в Гродненской энергосистеме начали внедрять один из важнейших методов обучения рабочего и инженерно-технического персонала (в основном мастеров) – соревнования за звание «Лучший по профессии».

Обычно в ходе соревнований проводятся выставки технической оснастки бригад, в т.ч. бригадной машины. Результат налицо: за период с 1974 по 2010 г. работники филиалов РУП «Гродноэнерго» 13 раз становились призерами республиканских и международных соревнований за звание «Лучший по профессии».

А вот пример того, как подготовкой классных специалистов в высших учебных заведениях для важнейшего, вновь строящегося объекта занимался сам заказчик проекта. Шла полным ходом подготовительная работа по строительству Зельвенской ГРЭС.

Подбор кандидатов на обучение в Белорусской государственной политехнической академии (БГПА) по специальностям «Электрические станции» и «Тепловые электрические станции» (инженеры-электрики и инженеры-теплоэнергетики) осуществлялся так: представители энергосистемы посетили все школы в радиусе 30–50 км от будущей электростанции (в Волковыске, Мостах, Слониме, Зельве) и, познакомившись с выпускниками, выбрали лучших.

Побеседовали с выпускниками и их родителями, провели согласования с Минобразования, Минобороны и договорились с руководством БГПА об организации подготовительных курсов для двух специальных групп электриков и тепловиков. По окончании подготовительного курса все успешно сдавшие экзамены слушатели с 1 сентября 1992 г. были зачислены на энергетический факультет БГПА, который окончили в 1997 г.

Несмотря на то, что Зельвенская ГРЭС так и не была построена, этот выпуск молодых специалистов гармонично влился в различные коллективы энергосистемы (Лидская ТЭЦ, Гродненская ТЭЦ-2, Волковысские и другие электросети). Многие из них стали опытнейшими специалистами, руководителями различных структурных подразделений: главный инженер Слонимского РЭС А.В. Терпиловский, начальник подстанции 330 кВ «Россь» С.А. Грецкий, начальник отдела распредсетей Лидских ЭС О.А. Сеч, руководители оперативных подразделений районов электросетей – С.А. Прокопеня, И.В. Чак и другие. Чем не хозяйский, заинтересованный подход к делу?

В прежние годы в СССР проводилось большое количество научно-практических конференций, совещаний, семинаров. В них участвовали представители технической интеллигенции не только из Беларуси, но также из ближнего и дальнего зарубежья, а это давало возможность знакомиться с новейшими образцами техники или другой продукции, в т.ч. защитных средств и спецодежды,

применяемых при работах в электроустановках. Поэтому роль такого живого обмена опытом и новостями трудно переоценить, особенно для молодых и перспективных работников.

Кстати, только с 1979 по 2011 г. на объектах энергетики Гродненщины проводилось 14 республиканских и всесоюзных научно-технических и научно-практических конференций, совещаний и семинаров по техническим, экономическим и управленческим вопросам, по итогам которых в Информационном центре «Гродноэнерго» (ПСДТУ) были выпущены сборники материалов.

«ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ ОКУПЯТСЯ С ЛИХВОЙ»

Теперь еще об одном важном вопросе: о подготовке и переподготовке руководящих кадров и высококвалифицированных специалистов за пределами страны.

До 1991 г. руководители и специалисты РУП «Гродноэнерго» постоянно повышали квалификацию в Москве, Ленинграде, Алма Ате, других городах. Мне самому довелось пройти курс переподготовки, вернее специализации, в Институте повышения квалификации руководящих работников Минэнерго СССР в г. Москве, а в 1994 г. еще и в Международном институте повышения квалификации в Дании. Утверждаю, что, кроме приобретения профессиональных знаний, в ходе подобных поездок специалисты значительно расширяют свой кругозор, совершенствуют творческое мышление, что очень важно для будущих руководителей производства и управленцев. И считаю, что к подобной практике по углублению знаний руководителей и специалистов необходимо вернуться.

31 января 2015 / Владимир ПИСАРЕВ, Светлана СЫСОЕВА / газета “Энергетика Беларуси”